В 2024 году исполняется 113 лет перенесению иконы «Достойно есть» в собор Рождества Пресвятой Богородицы г.Глубокое.
На святой Горе Афон — земном пределе Пресвятой Богородицы — есть особо значимая икона, которая называется «ДОСТОЙНО ЕСТЬ». История ее появления связана с появлением песнопения православной церкви «Достойно есть». Об этой чудотворной иконе между святогорскими монахами сбереглась легенда.
В Х в. в одной из афонских пещер молился старец с послушником. Однажды в воскресенье старец пошел в монастырь на всенощную, а послушник остался в келии. Вечером начал он молиться перед иконой Божией Матери, петь известную всем православным христианам песнь «Честнейшую Херувим». Его голос возносился под сводами келии. Ночью он услышал стук в дверь. Отворив он увидел незнакомого монаха, который предложил помолиться вместе. Когда же послушник начал петь песнь «Честнейшую Херувим», то незнакомец начал эту песнь с незнакомых слов: «Достойно есть яко блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим…» При этом икона Божией Матери засветилась необыкновенным миром.
Послушник почувствовал необыкновенную радость и попросил незнакомца записать слова молитвы. Но в келии не нашлось ни одного клочка бумаги, чтобы записать песню. Тогда незнакомец коснулся каменной плиты и она стала мягкой как воск и написал слова молитвы. Незнакомец, назвавшись Гавриилом, сказал: «Отныне и навсегда так пойдете и вы, и все православные христиане», — и сразу же исчез. Это был архангел Гавриил. С тех пор и звучит во всех храмах радостная песня «Достойно есть» как величие Богородице. А икону Богородицы, перед которой молился архангел перенесли в алтарь собора Корейского храма на святой Горе Афон. «Даже до ныне нарицается ясно и келлия та, в нейже и Божественная Твоя икона, пред неюжа первее воспето быть песни Твоя, Дево Чистая, предначатие, яко да и превозносят Тя во вся веки».
Глубокская икона «Достойно есть» — точная копия чудотворной иконы, хранящейся в корейском храме на Святой Горе Афон. Размеры иконы 1,6 м на 1,15 м. Написана она масляными красками на кипарисовой доске. Внутри иконы вложены частицы святых мощей многих угодников Божиих и кусочки ваты, освященные на Гробе Господнем, на Гробе Богоматери, на Голгофе. Икона окроплена святой водой из реки Иордан. Образ Богородицы, согласно надписи, – «Дар от некоторых беднейших русских Святогорских иноков-патриотов отцу-настоятелю церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы в местечке Глубокое, Литовской епархии, Виленской губернии, Дисненского уезда, священнику Евфимию Диволовскому с причтом и приходом для сея церкви в неотъемлемое достояние, во благословение от святой Горы Афонской сему храму, прихожанам, богомольствующим в нем и благотворителям, селению и по всему округу православным жителям…»
Из документов, собранных бывшим настоятелем собора в Глубоком, протоиереем Серафимом Гоголушко, известно, что образ принесен в июне 1911 года крестным ходом при участии многочисленного духовенства. В течение 3 суток богомольцы с иконой прошли 36 верст, останавливаясь по пути во всех населенных пунктах.
В Глубоком икону встречало множество людей, в том числе и сестры Березвечского женского монастыря в честь Архистратига Божия Михаила. Архиепископ Виленский и Литовский составил рапорт императору о торжестве, на что получил ответ: «Прочел с удовольствием. Николай». [1]
Вот как описывалось это торжество в газете «Вестник Виленского св.-духовскаго братства».
«Церковное торжество в м. Глубоком, Диснен. у.
12 и 13-го июня с. г. прихожане Глубокской церкви—совместно со многими православными из семи соседних приходов — пережили в высшей степени радостнейшия чувства по случаю редкаго религиознаго торжества встречи и перенесения афонскаго образа Божией Матери «Достойно Есть –Милующая», пожертвованнаго иноками патриотами во главе с ревностным и благочестивым иноком Д. в благословение от св. горы Афона — Земного Удела Царицы Небесной — Глубокской церкви, ея прихожанам и всем православным окрестных мест и приходов.
Еще в сентябре 1908 г. Строительный Комитет по капитальному ремонту Глубокской церкви, под председательством настоятеля Глубокской церкви священника Евфимия Диволовскаго, изыскивая средства на довольно сложный ремонт храма, обратился с воззваниями о пожертвованиях к благотворителям, на этот зов между прочим откликнулись и святогорские иноки-патриоты и в конце 1910 г. письменно предложили в безмездный дар Глубокской церкви Образъ Божией Матери «Достойно Есть- Милующая». Пожертвованный афонскими иноками Образ представляет собою точную копию с чудотворной иконы, хранящейся в Карейском храме на Афоне, замечательно хорошаго письма, художественно исполнен масляными красками на кипарисном дереве, размером 1 ¾ арш. вышин. и 1 ¼ аршин. ширин., освящен Высокопреосвященным старцем-схимонахом Митрополитом Нилом, бывшим Карпафским и Касским. Внутри иконы сокровенно вложены и навсегда заделаны частицы св. мощей многих угодниковъ Божих и кусочки ватки, освященной на Гробе Господнем, на св. мощах и пред многими чудотворными иконами Божией Матери, пропитана св. елеем из неугасимых лампад на Гробе Господнем, на Голгофе, на Гробе Богоматери, окроплена св. водою из реки Иордана и из других живоносных источников и многая благодатная Святыня из Иерусалима и с Афона внутри ея сокровенно заделана На оборотной стороне иконы находится дословно читаемая следующая надпись: «Святая Афонская Гора земной Удел Царицы Небесной 1911 года Января 24 дня. Сия св. Икона Пр. Богородицы, подобие Чудотворной Афонской «Достойно Есть — Милующая» — со многой благодатной внутри ея сокровенно вложенной и навсегда заделанной святыней — писана и освящена на Афоне и посылается в безмездный дар от некоторых беднейших Русских Святогорских иноков патриотов всечестному о. Настоятелю Православной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы в м. Глубокое Литовской Епархии, Виленской губернии, Диснен. у., священнику Евфимию Диволовскому с причтом и приходом, для сей церкви и в неотъемлемое достояние, во благословение от св. Горы Афонския сему храму, причту, прихожанам, Богомольствующим в нем и благотворителям онаго, селению с окрестностями и всем тамо и по всему округу Православным жителям — постоянным и временным, нынешним и будущим, духовным и военным, чиновным и простым в благодатную всем им помощь от всяких бед, зол и напастей от всех и на всех видимых и невидимых, явных и тайных, внешних и внутреиних врагов России и Царя, Православия и Христианства…
Всепречистая, Всепреблагословенная, Всепренепорочная Приснодева, Владычица Богородица да будет всем с верою к Ней прибегающим и молящимся пред Сим Ея, Всечестным, Образом, скоро внемлющею к их молениям, Утешительницею скорбящих, Врачевательницею болящихъ и страждущихъ. Просвѣтительницею заблудшихъ, Наставницею учащих и учащихся в преподавании и усвоении наук и познаний, истинно полезных, Питательницею сирот, нищих и убогих, Покровительницею вдов и всех безпомощных и обидимых и многомощною Ходатаицею пред Сыном Своим и Богом о просвещении всех заблуждших, о даровании времен мирных, земли плодородия, воздуху благорастворения, изобилия плодов земных и всем и каждому всего к жизни сей временной и спасению вечному благопотребнаго, мирной христианской кончины в чистосердечном во грехах покаянии, в неосужденном причащении св. Таин Тела и Крови Христовых во оставление грехов, благополучнаго минования воздушных мытарств и наследия жизни вечныя со святыми, от века Господу Богу благоугодившими Аминь. Радуйся Владычице, прославляющих Тя прославляющая, и любовь и веру к Тебе имущих на небеса возводящая!» Всеблагая Мати Божия, Спаси Царя и Россию и сохрани и укрепи в ней Православие и Самодержавие!»
Икона была получена в м. Дуниловичах 6 июня с. г., здесь священником Дуниловичской ц. о. Иоанном Левицким, — с подобающей Святыне честью, была внесена в Дуниловичский храм, где и хранилась до дня перенесения. С разрешения и благословения Высокопреосвященнейшаго Агафангела, Архиепископа Литовскаго и Виленскаго, 12 июня она торжественно была перенесена из Дуниловичскаго храма— чрез Ласицкий и Верхнянский приходы – в м. Глубокое на разстоянии до 35 верст. Накануне перенесения св. иконы 11 июня (в субботу) в Дуниловичском храме совершено было соборне всенощное бдение с чтением акафиста Божией Матери, а 12 июня в 7 ч. утра Литургия, после которой, по приглашению духовенства, народ, бывший в храме, охотно принял участие в крестном ходе и Образ Божией Матери, установленный в специально устроенныя носилки, украшенныя зеленью и цветами, был на плечах несом девицами из богомольцев до ближайшей по пути Норицкой или Ласицкой Церкви (10 вер.).
Крестный ход сопровождали священ. Дуниновичской ц. о. о. Иоанн Левицкий и Глубокской Евфимий Диволовский с хором певчих Дуниловичской ц., исполнявших во время пути священ. песнопения. На всем пути предстояло пройти два селения Норицу и Верхнее. В половине 12 ч. крестный ход приблизился к Норицкой ц., на встречу св. Иконы вышел настоятель церкви о. Иоанн Кадлубовский с огромным — по количеству богомольцев крестным ходом, произошла трогательная картина встречи двух крестных ходов и Образа Божией Матери, священ. о. И. Кадлубовский при встрече Святыни произнес прочувствованное слово, на его приветствие священ. о. Иоанн Левицкий тоже ответил прекрасным поучением, народ от умиления плакал. Со Святыней вошли в храм, где коленопреклоненно пропели все богомольцы «Под Твою милость прибегаем» … и все стали прикладываться к иконе, что продолжалось до 2-х часов. В 2 ч. дня крестный ход снова двинулся в путь Торжественно при пении тысячной толпы обнесен был образ Божией Матери вокруг Норицкаго храма; пред выходом из церковнаго погоста священ. Евф. Диволовский произнес краткое слово о значении для православных христиан совершаемаго события. Подъем духа был необычайный… Весь народ двинулся провожать Святыню… Громко разносилась в воздухе тысячеголосная песнь «Пресвятая Богородица, спаси нас».
На всем пути встречалось много арок и триумфальных ворот, сооруженных ревнителями торжества православия и украшенных зеленью, цетами, полотенцами и увешанных образами и зажженными свечами. При этих арках народ, стоя на коленях с зажженными въ руках свечами, встречал Святыню, каждый раз поочередно священники, сопровождавшие крестный ход, произносили соответствующия событию поучения. Целыя толпы богомольцев по пути присоединялись к крестному ходу и последний час от часу увеличивался. В половине 5 ч. крестный ход приблизился к с. Верхнему. Священник Верхнянской церкви о. Иоанн Зиневич вышел на встречу Святыне с громадным крестным ходом. Произошла обычная встреча крестных ходов. Прочуствованное слово о. И. Зиневича при встрече Святыни вызвало у народы слезы умиления и духовный восторг. Образ был внесен в храм на короткое время, потом снова вынесен и поставлен на крыльце храма, так как огромное количество богомольцев ни в коем случае не могло вместиться в маленькой Верхняяской церкви. Поклонение Образу продолжалось более 2-х часов. В 7 ч. вечера крестный ход двинулся в путь к м. Глубокому; Образ торжественно был обнесен вокруг Верхнянской церкви: при выходе из церковнаго погоста священ. Е, Диволовский произнес прочувствованное слово, призывая богомольцев объединиться и сопровождать святыню до крестнаго хода, идущаго для встречи Образа из м. Глубокаго.
Крестный ход возрос своею численностью до грандиозности. Свыше четырех тысяч богомольцев при участии четырех пастырей торжественно с пением священных песнопений направился в путь… В начале 9 ч. вечера показался величественный крестный ходъ, идущий на встречу из м. Глубокаго… Глазам шедших представилась необыкновенно чудная картина: двигались на встречу один к другому два громадных по числу богомольцев крестных хода с зажженными фонарями и свечами, виднелось море огоньков, блестели хоругви… Крестные ходы приблизились …
Что за дивная встреча, какой восторг овладел всеми, все упали на колена и раздался от свыше 10 тысячной толпы богомольцев громовой привет Царице Небесной «Пресвятая Богородица, спаси нас»… Затем два огромных крестных хода, соединившись, двинулись к Глубокскому храму. Почти на две версты растянулись хоругвеносцы и богомольцы несшие образа, все в белых стихарях; за ними Образ Божией Матери, взявши на рамена, несли сестры Березвечской жен. обители, после духовенство, семь иереев в светлых ризах, все медленно двинулись к м. Глубокому при пении канона Божией Матери. Крестный ход растянулся версты на три. Подъем духа был необычайный.. Все члены Глубокскаго св.-Троицкаго Братства и многие богомольцы были с зажженными свечами, отчего представилась необыкновенно чудная картина.
Все население м. Глубокаго вышло смотреть русское Православное торжество и невиданное зрелище — громадный по числу духовенства и богомольцев крестный ход. Много видно было в окнах и на крышах строений иноверцев, особенно евреев. Было почти десять часов вечера, когда грандиозный крестный ход приблизился к храму, на пороге храма встретили святыню член Государственной Думы священ. о. Александр Вераксин с настоятельницей Березвечскаго жен. мон. игуменией Сергией и почетнейшими сестрами обители; был совершен вокруг храма крестный ход и Образ торжественно внесен иереями в украшенный зеленью и ярко освещенный свечами храм и поставлен посреди храма на возвышенном месте, после чего совершен был акафист Божией Матери, прочитана коленопреклоненная молитва и сказано членом Государственной Думы о. А. Вераксиным чудное слово с прочтением надписи на образе Божией Матери, вызвавшее на глазах всех богомольцев слезы умиления и высокия патриотическия чувства. Целую ночь до разсвета народ прикладывался к Святыне.
На другой день 13 июня соборне была совершена утреня с благословением хлебов и Литургия, вместо запричастнаго стиха сказал приличное событию слово настоятель Глубокской церк. о. Е. Д. После Литургии совершен был при участии пяти иереев грандиозный крестный ход на Березвечское озеро для освящения воды. Образ Божией Матери торжественно несли сестры Березвечской обители. Опять крестный ход, по своей величине, обилию хоругвей, икон и образцовому порядку, производил весьма сильное впечатление на каждаго зрителя.
Все жители 9 тысячи мест Глубокаго вышли па улицы и сбежались к озеру, чтобы видеть чудную картину. Во время погружения Креста был произведен троекратный салют полицейской стражей по команде местнаго Пристава Н. И. Васильева. Небывалое и неслыханное в здешней местности торжество было истинно великим и светлым праздником. Все виденное произвело сильное впечатление на всех богомольцев; настоящее торжество останется навсегда памятным для всех богомольцев, равно как никогда не забудется Глубокскими прихожанами имя святогорца Д. и других афонских иноков, русских патриотов главных виновников настоящаго торжества. Глубокское св.-Троицкое Братство принимало в этом торжестве деятельное участие. Многие члены братства все время стояли при Образе и наблюдали за порядком при целовании народом Святыни и во время крестных ходов. На средства братства раздавались богомольцам на память о торжестве листки, брошюры и книжки религиозно-нравствен. содержания; угощали — пришедших из отдаленных мест чаем и была устроена на церковном погосте продажа братчиками богомольцам крестиков, иконок и книжек. Не смотря на большое скоплениіе богомольцев на всем пути из Дунилович до м. Глубокаго наблюдался образцовый порядок благодаря энергичному содействию конной и пешей полицейской стражи под командой г г. приставов м. Дунилович и особенно м. Глубокаго Н. И. Васильева. Священ. Е. Диволовский. [2]
Не единожды икона мироточила. Последний раз — в 2000 году. Свидетелями тому были около двадцати человек. В том числе и Лидия Пашкович, на то время корреспондент — организатор районного радио.
— Случилось это 26 или 27 июня, точно сказать не могу: у моей дочери Лены выпускной был, — вспоминает она. — Пошла я в церковь. Как раз приехал архиепископ Полоцкий и Глубокский Владыка Феодосий. После службы мы с ним на улице обсуждали проблемы ремонта собора. И вдруг из храма выскакивает женщина и срывающимся голосом сообщает, что икона мироточит. Мы все побежали внутрь церкви и остановились как вкопанные перед ней. Слеза вытекла из левого глаза Божией Матери и, словно капелька росы, застыла на ее шее. Вокруг иконы стоял такой запах, которого раньше я нигде не ощущала, — какого-то чистейшего приятного воздуха. И такая благодать у меня по всему телу разливалась — не могу передать…
О чем хотела предупредить икона «Достойно есть» своим мироточением? Догадок можно строить много. Одна из них — о том, что мы вступали в третье тысячелетие и нас ожидает много испытаний. Недаром архиепископ Феодосий сказал тогда: «Молитесь, люди, молитесь!..»
И тем, кто верует, кто обращается к иконе за помощью, она помогает. Вот только один случай, о котором поведал по благословению настоятеля храма отца Сергия глубочанин Петр Петух:
— Я работал на дробильной установке в карьере. Занятие нетяжелое: нажимал кнопки. Однажды лег спать и вдруг почувствовал неприятные колики в руке. Включил свет, смотрю, а фаланги пальцев — белые. Начал мять их, но стало еще хуже — сделались темно-синие, а боль начала «выкручивать» всю руку. Жена вызвала «скорую», завезли в больницу. Там меня сразу положили под капельницу, и врачи всю ночь — один, второй, третий — навещали меня через 15—20 минут. Я не понимал, чего они так суетятся? А наутро хирург Мешкис говорит мне: «Благодари Бога, руку мы тебе спасли!» Эти слова я запомнил на всю жизнь. И вот почему. Рука-то моя хоть и осталась целая, но — холодная, почти мертвая. Делать я ею почти ничего не мог, даже несмотря на лечение в областной больнице. Там вынесли вердикт: «Нужна операция. Гарантия успеха — 5 процентов». То есть почти никакой. Меня успокоили, что люди после войны живут и с такими руками. Так я стал фактически инвалидом и вынужден был перейти на легкую работу — в сторожа. Обидно: молодой, здоровый и — инвалид. Надо признаться, в то время храм я посещал редко. И вот как-то зимой заглянул в него. Подошел к иконе «Достойно есть» (наслышан о ней), молиться не умел, ничего толком и говорить не смог — просто расплакался. А было воскресенье. Народу много. Но для меня не было никого. Я видел только Матерь Божию, которая стояла передо мной, как живая. Чувствовал, что она здесь, рядышком. Просил в мыслях: «Ну, помоги мне хоть чем-нибудь, непутевому…» До сих пор не могу спокойно вспоминать. И вот, выходя из храма на улицу, я вдруг почувствовал какое-то жжение в больной руке. А мороз был, холод. Снял рукавицу. Рука была сильно горячая. Я не мог себе это объяснить. Два дня ходил и не верил, что рука моя стала здоровая, что могу открывать ею двери и делать любую тяжелую работу. Прошло несколько месяцев. О чуде как-то подзабылось. Однажды подсел к столу обедать. На нем лежала книжечка «Чудеса ХХ века». Я небрежно ее отбросил, подумал: «Какие могут быть еще чудеса в наше время? Ну, вылечилась рука. Лежал в больнице. Прошло время, а эффект дали лекарства». Буквально через полтора часа после этого вышел на улицу и вдруг увидел, что рука моя снова стала белой и холодной, как лед. Снова больница. Там мне сказали: «А что ты хочешь? Тебе поставлен диагноз. Недуг неизлечим!» Никто мне не хотел верить, что целых полгода рука была здоровой. Оканчивала дочка школу. Я — инвалид. Чем помочь? Не сразу, но снова пошел в церковь, к иконе «Достойно есть». Как будто кто-то толкнул меня на это. И вот я снова стоял перед ней, плакал и просил прощения. И теперь прямо около иконы почувствовал жжение в больной руке, как будто кто-то распалил неестественным огнем… С тех пор прошло десять лет. Работаю на грузовой машине, на предприятии электрических сетей. Каждое воскресенье стараюсь посещать церковь. Я верю, что только Матерь Божия и Господь помогли мне.
Свою историю поведала и Лидия Пашкович, свидетельница мироточения иконы «Достойно есть»:
— Случилось это в 1944 году. Глубокое освободили от немецко-фашистских захватчиков. И мужчин наших забирали в армию — моего брата Николая, которому исполнилось 18 лет, и отца Ивана 45 лет. В Молодечно объявили, что те, кому 45, могут возвращаться домой. Брат мой запаниковал: «Боюсь на фронт!» И отец тогда поехал вместе с ним. Мать моя, Степанида Ефимовна, и другие женщины с улицы, у которых сыновья и мужья отправились на войну, пошли на поклонение к иконе «Достойно есть». И чудо свершилось! Несмотря на то, что мой отец и брат попали в самое пекло боев в Калининграде, остались живы, хоть и были ранены. Вернулось с войны и большинство мужчин улицы.
Свидетельством помощи иконы «Достойно есть» в болезнях и бедах — многочисленные цепочки, крестики, серьги, бусы на ее раме от благодарных исцеленных людей. Недаром в народе эту икону называют еще «Милующая»!
(255)